Еще пару лет назад мировой финансовый
кризис крепко держал в объятиях многие сегменты потребительского рынка,
катастрофически сказавшись на объемах розничных продаж. Производители
бытовой техники пострадали не меньше других: в 2009 году объем рынка
сократился на треть. Мотивация покупателей вполне понятна: ведь это не
предметы первой необходимости.
Поэтому именно рынок бытовой техники можно считать
той самой лакмусовой бумажкой, по которой можно проследить за кризисными
процессами. Ведь уже в 2010 году объемы продаж начали расти, да еще
какими темпами! Российский потребитель в этом отношении отнюдь не на
последнем месте — наоборот, наши соотечественники считаются продвинутыми
и взыскательными, а главное, щедрыми покупателями. Особенности
национальной торговли пылесосами в интервью нашему корреспонденту
сформулировал исполнительный директор направления малой бытовой
техники компании Electrolux (CEO) и исполнительный вице-президент
компании AB Electrolux Хенрик Бергстром.
Господин Бергстром в Москве проездом, и на общение с журналистами в его
плотном графике выделено буквально полдня. Тем не менее, он терпеливо
выслушивает вопросы через переводчика и столь же терпеливо, почти
скрупулезно, на них отвечает. И при этом постоянно бросает влюбленные
взгляды на витрины, где вальяжно расположились пылесосы последних
моделей. Сразу видно — этот молодой человек к своей работе относится с
трепетом. Берется показывать технические новинки и, нимало не смущаясь
присутствием видеокамер, устраивает небольшую уборку прямо в офисе
российского представительства. Словом, живет и дышит работой. Поэтому о
состоянии и развитии рынка знает буквально все, а на примере пылесосов
может фактически раскрыть сложный и многогранный характер русского
народа.
Россияне падки на рекламу, поэтому производителям
бытовой техники, рассчитывающим извлекать прибыль из отечественного
рынка, придется раскошелиться. При этом наибольшей популярностью среди
наших сограждан пользуются супермаркеты — мультибрендовые магазины
самообслуживания, где на полках соседствуют продукты разных компаний,
конкурирующих между собой, а продавец-консультант, не представляющий ни
одну из них, может более-менее внятно обозначить разницу между товарами
одной ценовой категории.
В таких условиях, поясняет Хенрик Бергстром,
конкуренция становится особенно острой, и на первый план выступает
интернет. Одна из характерных особенностей россиян, проявляющаяся при
выборе серьезных покупок, — это резкий рост интереса к информационным
онлайн-ресурсам, которые позволяют сориентироваться в мире товаров и
услуг. Недоверие к продавцу, даже если он заведомо не заинтересован в
продаже техники конкретной марки, все равно присутствует. Поэтому многим
потребителям гораздо комфортнее и проще выбирать технику в домашних
условиях, проводя сравнительный анализ характеристик на тематических
сайтах и черпая опыт на форумах.
Похоже, что российский рынок действительно является
лакомым кусочком для западных производителей бытовой техники. Почему? Да
потому что наши соотечественники обладают целым набором ценнейших, с
точки зрения производителя, качеств. "Российский потребитель,
безусловно, ориентирован на технологичность, на экономичность техники.
Он ценит высокое качество, технические новшества и премиум-уровень,
хорошо относится к новинкам и ждет от продукции постоянного усложнения",
— рассыпается в комплиментах Бергстром. С другой стороны, кому еще, как
не ему, восторгаться любовью россиян к неизведанным возможностям
бытовой техники.
Он и сам обожает всякие новые штучки, придуманные
сугубо для удовлетворения самых взыскательных покупателей и расчетливо
запатентованные. Хенрик с явным удовольствием демонстрирует беспроводной
пылесос, предназначенный для экспресс-уборки кухни от случайно пролитых
или рассыпанных продуктов, и предлагает не только оценить его
возможности, но и внимательно разглядеть со всех сторон. Мол, дизайн
выполнен таким образом, чтобы пылесос можно было держать под рукой, не
оскорбляя ничьих эстетических пристрастий и не выбиваясь из общей
картины.
Компания Electrolux, по словам господина Бергстрома,
делает упор именно на мельчайшие нужды и потребности своей целевой
аудитории, вкладывая в их изучение большие средства. Конкуренция-то
нешуточная: российский рынок привлекателен высокими темпами развития,
лояльностью покупателей и их интересом к техническим новшествам. Но для
того, чтобы угадывать желания потенциальной клиентуры, компании
приходится тратить немалые деньги как на рекламу, так и на организацию
интерактива с покупателями. "Мы проводим различные исследования
потребительских предпочтений — этнографические исследования, в ходе
которых изучаем активность людей дома, как они готовят и убираются, чем
пользуются, какие имеют привычки и хранят традиции, — объясняет Хенрик
Бергстром. — Мы смотрим, что именно нравится и что не нравится людям в
использовании нашей техники. Все эти мнения потом используем для работы
над нашими товарами, для их усовершенствования и, конечно же, для
разработки новых идей. Внедренные новшества мы опробуем — опять же
выносим на суд потребителей и фокус-групп".
По всей видимости, такая стратегия себя оправдывает: "Электролюкс" может
похвастаться динамичным ростом продаж в различных ценовых сегментах —
от премиума, к которому господин Бергстром с гордостью причисляет
сравнительно недавно появившиеся в российских магазинах беспроводные
вертикальные пылесосы, до эконома. В 2011 году объемы продаж в целом
выросли на четверть, а это в посткризисных условиях
далеко не простое достижение. "Мы ожидаем рост и в 2012 году —
возможно, не такой быстрый, как в 2011-м, но все-таки, — откровенничает
Хенрик. — Конечно, проценты трудно предугадать. Нам бы хотелось увидеть
25-процентный рост, но многие сходятся на том, что рост составит от 7 до
12 процентов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий