понедельник, 7 мая 2012 г.

Загадка русской души – в пылесосе

Еще пару лет назад мировой финансовый кризис крепко держал в объятиях многие сегменты потребительского рынка, катастрофически сказавшись на объемах розничных продаж. Производители бытовой техники пострадали не меньше других: в 2009 году объем рынка сократился на треть. Мотивация покупателей вполне понятна: ведь это не предметы первой необходимости.

Поэтому именно рынок бытовой техники можно считать той самой лакмусовой бумажкой, по которой можно проследить за кризисными процессами. Ведь уже в 2010 году объемы продаж начали расти, да еще какими темпами! Российский потребитель в этом отношении отнюдь не на последнем месте — наоборот, наши соотечественники считаются продвинутыми и взыскательными, а главное, щедрыми покупателями. Особенности национальной торговли пылесосами в интервью нашему корреспонденту сформулировал исполнительный директор направления малой бытовой техники компании Electrolux (CEO) и исполнительный вице-президент компании AB Electrolux Хенрик Бергстром.

Господин Бергстром в Москве проездом, и на общение с журналистами в его плотном графике выделено буквально полдня. Тем не менее, он терпеливо выслушивает вопросы через переводчика и столь же терпеливо, почти скрупулезно, на них отвечает. И при этом постоянно бросает влюбленные взгляды на витрины, где вальяжно расположились пылесосы последних моделей. Сразу видно — этот молодой человек к своей работе относится с трепетом. Берется показывать технические новинки и, нимало не смущаясь присутствием видеокамер, устраивает небольшую уборку прямо в офисе российского представительства. Словом, живет и дышит работой. Поэтому о состоянии и развитии рынка знает буквально все, а на примере пылесосов может фактически раскрыть сложный и многогранный характер русского народа.

Россияне падки на рекламу, поэтому производителям бытовой техники, рассчитывающим извлекать прибыль из отечественного рынка, придется раскошелиться. При этом наибольшей популярностью среди наших сограждан пользуются супермаркеты — мультибрендовые магазины самообслуживания, где на полках соседствуют продукты разных компаний, конкурирующих между собой, а продавец-консультант, не представляющий ни одну из них, может более-менее внятно обозначить разницу между товарами одной ценовой категории.

В таких условиях, поясняет Хенрик Бергстром, конкуренция становится особенно острой, и на первый план выступает интернет. Одна из характерных особенностей россиян, проявляющаяся при выборе серьезных покупок, — это резкий рост интереса к информационным онлайн-ресурсам, которые позволяют сориентироваться в мире товаров и услуг. Недоверие к продавцу, даже если он заведомо не заинтересован в продаже техники конкретной марки, все равно присутствует. Поэтому многим потребителям гораздо комфортнее и проще выбирать технику в домашних условиях, проводя сравнительный анализ характеристик на тематических сайтах и черпая опыт на форумах.

Похоже, что российский рынок действительно является лакомым кусочком для западных производителей бытовой техники. Почему? Да потому что наши соотечественники обладают целым набором ценнейших, с точки зрения производителя, качеств. "Российский потребитель, безусловно, ориентирован на технологичность, на экономичность техники. Он ценит высокое качество, технические новшества и премиум-уровень, хорошо относится к новинкам и ждет от продукции постоянного усложнения", — рассыпается в комплиментах Бергстром. С другой стороны, кому еще, как не ему, восторгаться любовью россиян к неизведанным возможностям бытовой техники.

Он и сам обожает всякие новые штучки, придуманные сугубо для удовлетворения самых взыскательных покупателей и расчетливо запатентованные. Хенрик с явным удовольствием демонстрирует беспроводной пылесос, предназначенный для экспресс-уборки кухни от случайно пролитых или рассыпанных продуктов, и предлагает не только оценить его возможности, но и внимательно разглядеть со всех сторон. Мол, дизайн выполнен таким образом, чтобы пылесос можно было держать под рукой, не оскорбляя ничьих эстетических пристрастий и не выбиваясь из общей картины.

Компания Electrolux, по словам господина Бергстрома, делает упор именно на мельчайшие нужды и потребности своей целевой аудитории, вкладывая в их изучение большие средства. Конкуренция-то нешуточная: российский рынок привлекателен высокими темпами развития, лояльностью покупателей и их интересом к техническим новшествам. Но для того, чтобы угадывать желания потенциальной клиентуры, компании приходится тратить немалые деньги как на рекламу, так и на организацию интерактива с покупателями. "Мы проводим различные исследования потребительских предпочтений — этнографические исследования, в ходе которых изучаем активность людей дома, как они готовят и убираются, чем пользуются, какие имеют привычки и хранят традиции, — объясняет Хенрик Бергстром. — Мы смотрим, что именно нравится и что не нравится людям в использовании нашей техники. Все эти мнения потом используем для работы над нашими товарами, для их усовершенствования и, конечно же, для разработки новых идей. Внедренные новшества мы опробуем — опять же выносим на суд потребителей и фокус-групп".

По всей видимости, такая стратегия себя оправдывает: "Электролюкс" может похвастаться динамичным ростом продаж в различных ценовых сегментах — от премиума, к которому господин Бергстром с гордостью причисляет сравнительно недавно появившиеся в российских магазинах беспроводные вертикальные пылесосы, до эконома. В 2011 году объемы продаж в целом выросли на четверть, а это в посткризисных условиях далеко не простое достижение. "Мы ожидаем рост и в 2012 году — возможно, не такой быстрый, как в 2011-м, но все-таки, — откровенничает Хенрик. — Конечно, проценты трудно предугадать. Нам бы хотелось увидеть 25-процентный рост, но многие сходятся на том, что рост составит от 7 до 12 процентов".


Комментариев нет:

Отправить комментарий