воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Фондовые рынки ждет коррекция

Прошедшая неделя ознаменовалась падением российского фондового рынка на фоне  снижения котировок цена на нефть.Экономическая статистика свидетельствует об оживлении экономической активности в США и сохранении негативных сигналов по сползанию экономики еврозоны в рецессию. Эксперты считают, что техническая коррекция на рынке после роста с начала года назрела и может продлиться еще какое-то время. 
Аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин пояснил, что с начала года российский фондовый рынок вырос на 11% по индексу ММВБ (рубли) и на 24% по индексу РТС ($) на фоне благоприятной внешней конъюнктуры.  Другие рынки показали сравнимые результаты: в США от 8% (Dow Jones) до 20% (Nasdaq), Германия + 20% (DAX), Бразилия +17%, Индия +12%, Китай +9%. При этом нефть с начала года подорожала на 17%.
По словам эксперта, рынкам помогала мягкая денежная кредитная политика ведущих мировых центробанков - ФРС, ЕЦБ, Банка Японии, Банка Англии. Европа в конечном итоге смогла избежать обострения долгового кризиса - дефолт Греции прошел упорядоченно, а напряженность в отношении других стран (Италия, Испания) значительно спала.
"Таким образом, в первом квартале тенденция на рынках была однозначно положительной. На данный момент риск заключаются в том, что инвесторы уже отыграли то улучшение ситуации в мировой экономике (его признаки мы сейчас наблюдаем в макроэкономической статистике, поступающей из ведущих стран) и для дальнейшего роста драйверов недостаточно. Большая проблема заключается и в резком росте цен на нефть - дорогие энергоносители могут оказаться непосильным бременем для мировой экономики и могут стать тормозом для экономического роста.
Российский рынок сильно зависит от мировых тенденций, а что касается внутренних факторов, то в конце прошлого года отставание нашего рынка было связано с возросшими политическими рисками, после прошедшего периода выборов эти риски ушли. Теперь важным внутренним фактором является политика нового правительства - есть шансы на то, что она будет более рыночно ориентированной, что может поддержать рынок, в противном случае внешние факторы будут иметь определяющее значение", - пояснил Карыхалин.
Итоги прошлой недели продемонстрировали незначительное снижение котировок. По итогам пятницы индекс РТС упал на 2,1%, а индекс ММВБ потеряли около 0,8 п.п. Лучше рынка смотрелся потребительский сектор, чего нельзя сказать об акциях компаний металлургии и энергетики.
Динамика индекса акций «второго эшелона» оказалась умеренно негативной: индекс РТС-2 по итогам дня потерял около 0,5%. Отраслевой индекс РТС - Нефти и газа потерял 1,8%, индекс РТС - Потребительские товары и розничная торговля упал на 1,74%, индекс РТС - Электроэнергетика снизился на 2,74%, индекс РТС - Металлы и добыча потерял 2,13%, индекс РТС - Финансы снизился на 3,4 п.п., индекс РТС-Промышленность снизился на 1,9%, а индекс РТС-Телекоммуникации также потерял 1,9%. Индекс волатильности РТС по итогам дня вырос на 1,5%, что отразило умеренное изменение ожиданий рыночных участников.
Начальник аналитического отдела ИК РУСС-ИНВЕСТ Дмитрий Беденков подчеркнул, что с начала года наблюдается рост российского фондового рынка вслед за повышением «аппетита к риску» на мировых торговых площадках. Тем не менее, ожидать глубокого падения не приходится, так как поддержку рынку оказывают высокие цены на нефть, положительная макроэкономическая статистика в США, и достижение консенсуса в построении механизма контроля и стабилизации в ЕС. Аналтики считают, что дальнейшее движение российского рынка будет зависеть от силы ряда разнонаправленных факторов. Положительные новости по состоянию мировой экономики и прогресс в решении европейских кредитных проблем на фоне повышения ликвидности европейских банков оказывают поддержку рынку и не дают ему сильно просесть. 
"В то же время все более отчетливо начинает проявляться проблема усиления инфляционного давления на ведущие экономики мира из-за чрезмерного роста цен на нефть. В краткосрочной перспективе снижение рынка может продолжиться на факторе технической коррекции. Рост активности продавцов на падающем рынке усиливает риск дальнейшей коррекции рынка вниз. Рынок может уйти вниз до уровней 1390-1450 пунктов по индексу ММВБ, которые можно рассматривать как среднесрочные уровни поддержки с выбором потенциальных точек входа в длинные позиции. Рекомендуем обратить внимание на бумаги нефтегазового сектора. Техническая коррекция, наблюдаемая в последние дни, создает возможности для покупки подешевевших бумаг на фоне сохранения высоких цен на нефть на мировых рынках", - говорится в обзоре ИК РУСС-ИНВЕСТ.
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов добавил, что "первый квартал 2012 года запомнился участникам рынка греческим вопросом, который стоял на повестке дня практически весь этот отрезок времени, замедлением темпов роста китайской экономики, сокращением уровня безработицы в штатах, а также решением ФРС удерживать предельно низкую ставку рефинансирования до конца 2014 года (против предыдущего намерения сохранять ставку на прежнем уровне до середины 2013 года), и нарастанием напряженности вокруг Ирана". Основным фактором влияния на рынки с начала 2012 года можно было считать выборы Президента РО. Рынок высоко оценивал риски, связанные с политическим событием, в связи с чем наблюдался сильный отток капитала и как следствие - существенное ослабление рубля. На данный момент это фактор перестал быть основным, чего нельзя сказать о стоимости нефти.  
"Мы ожидаем, конфликт вокруг иранской ядерной программы получит свое продолжение во втором квартале, и стоимость Brent продолжит расти и преодолеет планку $130 за баррель, что будет служить причиной роста индексов ММВБ и РТС. Целью роста Индекса ММВБ во втором квартале текущего года видим уровень 1700 пунктов. Однако, в настоящий момент российский рынок находится в стадии коррекции роста. Мы не исключаем, в ходе текущего снижения котировок российских акций Индекс ММВБ достигнет уровня 1500 пунктов. Однако высокие цены на нефть могут спровоцировать негативную реакцию мирового сообщества. По этой причине, мы полагаем, котировки «черного золота» продержатся на высоком уровне не столь долго и, впоследствии, будут снижаться, что в купе с продолжающимся замедлением экономического роста в Азии могут спровоцировать масштабную коррекцию на рынке акций", - считает эксперт.
Валентин Гридин

Госкапитализм до добра не доведет

Штаб-квартиры корпораций изменили облик городов развивающихся стран. Здание Центрального телевидения Китая напоминает инопланетян, марширующих по Пекину. Petronas Towers парят над Куала-Лумпуром, а в деловом центре Москвы красуется офис ВТБ. Однако эти прижизненные памятники новому типу гибридных корпораций зачастую ведут себя как частные лавочки.
Идея государственного капитализма не нова: ярчайший тому пример - Ост-Индская компания. И сейчас, как указывается в докладе издания The Economist, госкапитализм переживает драматическое возрождение. В 1990-е годы большинство государственных предприятий были своего рода правительственными ведомствами на развивающихся рынках. По мере того, как экономика крепла, власти закрывали или приватизировали их. Но и сегодня правительства не собираются отказываться от взятых когда-то высот, будь то отрасли промышленности (десять крупнейших в мире нефтяных и газовых компаний - государственные - прим. ред.) или крупные рынки (80 процентов фондового рынка Китая приходятся на долю компаний, поддерживаемых государством, в России - 62 процента).
Правительственные протеже идут в наступление. Любая новая отрасль превращается в гиганта: так, у China Mobile сейчас порядка 600 миллионов клиентов. На корпорации, пользующиеся поддержкой властей, в 2003-2010 годах приходилась треть прямых иностранных инвестиций.
Пока развивающиеся рынки процветают, китайские потихоньку разочаровываются в идее государственного участия в бизнесе как пути к либеральному капитализму. Скорее, на данном этапе вмешательство государства рассматривается только как жизнеспособная модель. Поднебесная пребывает в уверенности относительно того, что ей удалось изменить облик капитализма, и все большее число развивающихся стран с ней соглашаются. Бразильское правительство, которое насадило приватизацию в "девяностых", сегодня имеет долю в Vale и Petrobras, а маленьким компаниям намекают на то, что неплохо бы им объединиться и стать национальными тяжеловесами.
Подобное развитие событий заставляет экспертов задаться двумя вопросами: насколько успешна эта модель и каковы последствия ее претворения в жизнь?
Сторонники государственного капитализма утверждают, что он способен обеспечить стабильность и рост экономики. "Дикая" приватизация эпохи Ельцина напугала развивающиеся страны и навела всех на мысль о том, что правительства должны выстраивать не только физическую инфраструктуру - дороги, мосты и так далее, - но и инфраструктуру флагманских корпораций.
Правительство Ли Куан Ю в Сингапуре взяло эту мысль на вооружение: в страну пустили иностранные фирмы, которые реализовали западные идеи управления, а власти получили долю в этих компаниях. Наиболее широко подобная практика сейчас распространена в Китае. И если на Западе представители правительства и частные предприниматели придерживаются разных точек зрения относительно вмешательства государства в бизнес, то в китайской республике по обе стороны баррикад относительно этого вопроса царит завидное патриотическое единодушие.
У новой модели мало общего с той волной национализации, которая захлестнула западные страны полвека назад. Китайские компании, занимающиеся развитием инфраструктуры, сегодня выигрывают тендеры по всему миру. Национальные гиганты, ориентированные на работу за пределами КНР, приобретают навыки игры на западных биржах и составляют достойную конкуренцию "домашним" корпорациям. Государство держит экономику за шею уже не столь железной хваткой - теперь власти предпочитают присматривать за отраслями, в которых они могут изменить ситуацию.
И все же модель имеет и слабые стороны. Когда государство благоволит лишь избранным компаниям, остальные от этого только проигрывают. В 2009 году, например, China Mobile и нефтегазовый гигант China National Petroleum Corporation получили прибыль в 33 миллиардов долларов - больше, чем 500 самых прибыльных частных компаний, вместе взятых. Государственные протеже оттянули на себя весь капитал и возможности, которым частные компании могли бы найти более эффективное применение. Как показывают исследования, госкомпании и растут медленнее, и капитал используют с меньшей отдачей, нежели чем частные. Кроме того, во многих странах госкомпании вкладываются в амбициозные проекты и "волшебные замки", тогда как частники, в первую очередь, заинтересованы в увеличении прибыли.
Государственным компаниям хорошо в том смысле, что они всегда могут заручиться поддержкой властей, но в том, что касается генерирования собственных идей, они по-прежнему не могут соперничать с частными организациями. Правительственные корпорации привыкли делать несколько крупных ставок, а не много мелких, однако жизнь уже давно показала, что инновации и удачные старт-апы зарождаются в небольших сетях, а не в гигантских госпредприятиях.
Кроме того, государственное участие вовсе не гарантирует стабильность. Госкапитализм действенен лишь тогда, когда само государство в этом компетентно. В противном случае это начинает попахивать "мубараковщиной" и кумовством. И что самое неприятное - на госпредприятиях больше ценят инсайдеров и промышленных шпионов со связями, нежели чем компетентных специалистов со стороны. Еще одной проблемой является воздействие этой модели на глобальную торговую систему. Обеспечить справедливую торговлю куда сложнее, когда некоторые компании пользуются явной или скрытой поддержкой правительства.
Для развивающихся стран, желающих оставить свой след в мировой экономике, госкапитализм имеет очевидную привлекательность. При поддержке государства корпорация сразу же получает влияние, которого частные компании добиваются годами. Но недостатки этой системы перевешивают преимущества. Поэтому в интересах мировой торговой системы государствам лучше создать благоприятные условия и для частных инвесторы. Если госкомпании действительно так хороши, как они о себе заявляют, они справятся со всем и сами, без поддержки властей. 
Наталья Синица

четверг, 19 апреля 2012 г.

Фондовые торги в США завершились падением индексов


Снижением основных котировок завершились в среду торги на Нью-Йоркской фондовой бирже на фоне разочаровавшей инвесторов квартальной отчетности высокотехнологичных корпораций Intel и IBM.
Индекс Dow Jones — основной показатель деловой активности в США — упал на 82,79 пункта (0,63 процента) до отметки 13032,75 пункта. Индекс S&P 500 (включает 500 самых крупных компаний американского рынка) снизился на 5,64 пункта (0,41 процента) и составил 1385,14 пункта. Индекс электронной биржи NASDAQ потерял 11,37 пункта (0,37 процента), опустившись до 3031,45 пункта.
Чистая прибыль Intel в январе-марте составила 2,74 миллиарда долларов, по сравнению с 3,16 миллиарда долларов годом ранее. Чистая прибыль IBM выросла по итогам первого квартала нынешнего года в годовом исчислении на 7 процентов до 3,1 миллиардов долларов, что оказалось ниже ожиданий аналитиков.
Негативно отреагировал американский рынок и на информацию о том, что доля проблемных кредитов в портфелях банков Испании выросла в феврале на 3,8 миллиарда евро в месячном исчислении — с 7,91 процента до 8,16 процента, что является рекордным уровнем с 1994 года.
Нефть на торгах в Нью-Йорке в среду подешевела. Фьючерсные контракты на поставки черного золота в мае заключались по цене 102,67 доллара за баррель, что на 1,53 доллара ниже показателя, зафиксированного во вторник. Цена тройской унции золота установилась на отметке в 1641,20 доллара, упав на 9,90 доллара, сообщает ИТАР-ТАСС.