пятница, 13 апреля 2012 г.

МВФ: Не прячьте ваши денежки

 
На днях глава российского отделения МВФ Одд Пер Брекк сделал удивительно выгодное предложение международному сообществу: не копить лишние деньги в кубышках, а вкладывать их в развитие национальной экономики. Ну, а случись чего — валютный фонд в любой момент придет на помощь попавшей в беду стране. Идея — замечательная, если бы не два "но".

Прежде, чем радостно одобрить предложение вице-директора МВФ, неплохо бы вспомнить о том, что это за организация. 1944 год — апогей Второй мировой войны. Пока войска СССР преодолевают упорное сопротивление фашистской Германии, их самый сильный союзник — США — в срочном порядке созывает международную конференцию в городке Бреттон-Вудс. Зачем? Нет, здесь обсуждают не вопрос борьбы с фашизмом, не ищут пути искоренения на вечные времена национал-людоедской идеологии: делегаты 44 приглашенных стран обсуждают… послевоенное финансовое мироустройство.

Тема куда как актуальная, кто бы спорил. Как всем нам известно, после 5 мая 1945 года, мир раскололся на две части: те страны, что приняли предложенный Советским Союзом социалистический план, пошли по одному пути развития, остальные, "обязанные" своим освобождением США и их союзникам, оказались в зоне влияния учрежденного в ходе Бреттон-вудской конференции Международного валютного фонда. Мы ведь помним, что на конференцию приехали 44 государства? Так вот: среди учредителей фонда значится всего 29. Но это, на тот момент, было совершенно неважно.

Было важно, и остается наиважнейшим то, что основным учредителем, распорядителем и спонсором финансовой организации были и остаются США. Эта страна, в силу географических и политических причин, не только менее прочих пострадала в кровавой мясорубке первой половины двадцатого века, но и вышла из нее значительно обогащенной: настолько, что ее валюта стала считаться эталонной в международных расчетах.

Да, с тех пор прошло немало времени, но принципы и основы остались прежними. Ни для кого не секрет, что любой кредит МВФ, любой, крайне нуждающейся в нем стране, крепко увязан с исполнением ею определенных условий. Они в средне- и долгосрочной перспективе выходят нуждающемуся государству чуть хуже, чем боком, но при этом МВФ, а, следовательно, и его основной бенефициар — США — чудным образом получают чуть больше, чем хороший бакшиш.
Откуда же вдруг взялась обуявшая господина Брекка щедрость? Любой, способный считать до трех, может сообразить: в условиях, когда не только основная доля финансирования принадлежит США (без устали печатающих наполняющие фонд доллары), но и доли всех остальных стран-учредителей должны вноситься в той же валюте, с учетом более чем неподъемного внешнего долга этой страны и недавнего соглашения стран БРИКС о соучреждении собственного банка развития, нет лучшего способа ликвидировать проблемы одной страны, а заодно и задушить конкурентов, чем соблазнить более-менее преуспевающие страны в условиях кризиса вложиться в собственное развитие.

Вот только это предложение, в силу последних веяний в области патентного права означает более чем серьезные вложения в экономику, в основном, все тех же США. А если вдруг какая-то страна окажется перед необходимостью срочно изыскать какой-то объем валютных активов — где гарантия, что они ей будут предоставлены? А если и будут — какую премию все тому же МВФ придется ей заплатить? Нет ответов на эти вопросы.

Учитывая же, что Россия и Китай, бывшие некогда одними из основных покупателей государственных долговых обязательств США, в последнее время неуклонно сокращают их долю в своих золотовалютных резервах — время и место заявления г-на Брекка становиться более, чем прозрачно. И пахнет от него, прямо сказать — нехорошо.

Илья Никонов

Комментариев нет:

Отправить комментарий