воскресенье, 25 марта 2012 г.

Берлускони, Сильвио

Лучший политический лидер в Европе и мире"
"На мировой арене нет никого, способного соперничать со мной"
"Я – Иисус Христос в политике. Я смиренная жертва. Я каждого терплю, за каждого жертвую собой"
С. Берлускони – о себе любимом
Так уж повелось, что имя премьер-министра Италии Сильвио Берлускони чаще всего упоминается не за какие-либо заслуги на политическом поприще, а из-за очередного скандала. В чем только его ни обвиняли: связи с мафией, сексе с несовершеннолетними, сокрытии доходов, даче взяток. Он отпускает неуклюжие школьные шуточки в адрес мировых политиков. От него ушла жена, когда стало известно о его оргиях с проститутками...  За последние 17 лет против него возбуждали 28 дел, а он раз за разом выходил сухим из воды. После Второй мировой в Италии уже свыше 60-ти раз менялся состав кабинета министров, и по частоте смены лиц во власти с ней может соперничать разве что Япония, однако Берлускони уже около двадцати лет остается на политическом Олимпе постоянной величиной, аналога которой до сих пор не найдено, являясь одним из самых «долгоиграющих» итальянских политиков.
Кто ж его посадит? Он же Берлускони!
Пытаясь как-то проанализировать этот необъяснимый феномен, большинство обозревателей сходится во мнении, что основная причина непотопляемости Берлускони кроется, пожалуй, в том, что он, прежде всего, успешный бизнесмен-тяжеловес, и лишь потом политик. Один из самых богатых жителей Италии и всего мира. «Дон Сильвио» и «Император», как его называют в народе. Собственно, мало кто сомневается, что в большую политику он пришел преимущественно для того, чтобы подстраховать себя и свои интересы.
А интересов у Берлускони, родившегося  в 1936 г. в семье со скромным достатком, с молодости было великое множество. Еще параллельно с учебой на юридическом факультете Миланского университета он работал певцом на круизном лайнере (он до сих пор поет, сочиняет песни и записывает диски). В 1960-е основал строительную компанию, осуществлявшую жилую застройку в пригороде Милана, и уже к 70-м гг. сумел сколотить приличный капитал.
Потом Берлускони заинтересовало новое и еще толком не освоенное поле деятельности - телевидение. Он вплотную занялся средствами массовой информации, создавая и приобретая телеканалы, а заодно и печатные издания. Через полтора десятка лет он добился абсолютного лидерства на рынке частного телевещания страны, и не только. На данный момент в «империю» медиамагната входят также страховые компании, магазины, инвестиционные и пенсионные фонды, коммерческие телеканалы в Испании и Франции, и даже футбольная команда «Милан». В целом, медиахолдинг Fininvest, держателем контрольного пакета акций которого стал Берлускони, объединил около 150 компаний, охватывающих практически все сферы жизнедеятельности итальянцев (чему даже было дано специальное определение - "берлусконизм").
Однако в начале 90-х он созрел для того, чтобы опробовать свои силы в политике. На тот момент Италия переживала тяжелые времена, старая экономическая и политическая система трещала по швам, что негативно отразилось на благополучии Берлускони: доходы от коммерческой деятельности его империи упали, а тем временем многие друзья-покровители утратили былое влияние и не могли больше прикрывать его. По сути дела, на месте прежней политической элиты, массово дискредитировавшей себя, образовался вакуум.
И вот тут-то как нельзя кстати пришлись инвестиции в футбол. Ставший национальным чемпионом «Милан» обеспечил Берлускони мощной фанатской базой потенциальных избирателей. Недаром название политической партии, которую он основал в 1994 г., было на удивление созвучно фанатской речевке: «Вперед, Италия!» (Forza Italia).
Мощные медиаресурсы и информационные технологии плюс искусно раздаваемые обещания, воздействующие в первую очередь на эмоции и воображение – и вот уже за несколько месяцев своего существования Forza Italia завоевывает небывалую популярность и в ноябре выигрывает в составе правоцентристской коалиции выборы в парламент, причем сам Берлускони становится премьер-министром.
А дальше началась карусель. Из-за внутренних разногласий коалиция очень скоро распалась, а попытка восстановиться в кресле премьера на выборах 1996 г. закончилась неудачей: он и его сторонники проиграли  левоцентристскому блоку.
Возвращение Берлускони на роль главы правительства состоялось лишь в 2001 г. Политика его второго правительства вызвала бурное неодобрение, в том числе из-за болезненных экономических последствий вхождения Италии в Еврозону и поддержки агрессивной  внешней политики США. Как результат – сокрушительное поражение в 2005 г. Тем не менее, в 2008 г. он снова вернулся! Под знаменами обновленной партии «Народ свободы», которая вместе с союзниками по правоцентристской коалиции получила большинство в обеих палатах парламента.
Примечательно, что, несмотря на такой «челночный метод» пребывания у власти, он успевал позаботиться о себе: Берлускони-политик сразу же торопился принять меры, облегчающие жизнь Берлускони-бизнесмена, не ладящего с законом, преумножая в этих целях препоны для расследований финансовых злоупотреблений, связанных с утечкой и отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов, и т.п.
Так почему же ему всё прощается?
Первая причина уже называлась: управление массовым сознанием. По некоторым оценкам, Берлускони контролирует (прямо или опосредованно) около 90% национального телеэфира и большую часть СМИ, а с изданиями, публикующими компромат на него, регулярно судится. Однако помимо этого зомбирования есть и еще один важный момент. Как признаются сами жители страны, Берлускони в какой-то степени является зеркалом современной Италии. Он такой же, как они. Нувориш, который не стесняется выставлять свое богатство напоказ и открыто наслаждаться им, а при случае и смошенничать (все так или иначе нарушают законы!).
Кроме того, народ любит авторитарную власть. Ему нужен сильный правитель. Если не Муссолини, то кто-то, похожий на него. Но пьедестал уже начал давать трещины. Сейчас в стране разразился очередной секс-скандал, уже получивший название «Рубигейт» - по имени несовершеннолетней марокканки, бывавшей на его вилле в числе многих других женщин. Похоже, преклонный возраст премьера все хуже вяжется с его похождениями «итальянского жеребца». И дело уже не только в безнравственности. Итальянцы были бы терпимее, если бы их гнев не подогревался экономическим кризисом.  И что еще хуже – на данный момент в стране не существует никакой идеологической альтернативы безответственному и бесстыдному стилю правительства, поддерживаемому вот уже два десятилетия.
Берлускони может уйти – но что может предложить взамен оппозиция?

Комментариев нет:

Отправить комментарий