Производство зерна в России растет. Но одновременно растет и импорт качественного зерна. Это в первую очередь связано с непродуманной государственной политикой, в том числе в области стимулирования развития этого рынка. Низкие закупочные цены не позволяют
создать справедливые условия для производителей зерна.
создать справедливые условия для производителей зерна.
Особенности рынка в цифрах
По оценке Госкомстата РФ, валовой сбор зерна в России в 2004 г. составил 77.6 млн. тонн
(после доработки). Это на 15% больше, чем в 2003 г. Основной объем зерна (81.4%), как и в прежние годы, произвели сельскохозяйственные предприятия. В то же время в общем сборе зерна вырос удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля в урожае пшеницы высшего мукомольного качества, по некоторым оценкам, снизилась до 27% против 40% в предыдущем сезоне.
За первые 10 месяцев 2004 г. экспорт пшеницы составил 3.6 млн. тонн. Основные поставки шли в Египет, Азербайджан и Грузию. Объем зерновой экспортной перевалки за январь-октябрь 2004 г. в Украине, России и Прибалтике составил 8.6 млн. тонн, что на 31% меньше, чем в прошлом году. При этом значительно перераспределились доли участников в общем зерновом рынке. Доля Украины выросла с 45% до 53%, а доля соседней российской части Азово-Черноморского бассейна снизилась с 35% до 28%. Отличительным признаком российского рынка является неравномерное, нестабильное удовлетворение спроса на пшеницу по регионам.
Нерегулируемые поставки партий зерна из зернопроизводящих регионов при острой нехватке информации, позволяющей органам исполнительной власти прогнозировать объемы предложения и транспортную логистику на региональном рынке, порождают ажиотаж и провоцируют неадекватные экономической ситуации административные решения (административные барьеры). Этому способствуют также отсутствие инфраструктуры в виде комплекса отраслей и служб, обеспечивающих связь между продавцами и покупателями зерна и продуктов его переработки, и информационная непрозрачность рынка. Оптовый рынок первого уровня (рынок, на котором главными продавцами пшеницы выступают сельхозпроизводители) складывается из большого числа сравнительно мелких товаропроизводителей. Он характеризуется высококонкурентными отношениями между ними и оптово-посредническими структурами. Географические границы таких рынков, как правило, совпадают с административными границами региона.
Оптовый рынок второго уровня (рынок оптовых посредников) охватывает всю территорию России. Покупателями здесь являются перерабатывающие предприятия и иные оптовые потребители, а продавцами – оптово-посреднические структуры.
Основными производителями пшеницы являются сельскохозяйственные предприятия. Среди них преобладают хозяйства, основанные на разделенной (долевой) собственности – товарищества, акционерные общества закрытого типа, сельскохозяйственные кооперативы, коллективно-долевые хозяйства. Мелкотоварные предприятия, основанные на частной собственности, представлены на рынке зерна крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Однако из-за недостаточной финансовой поддержки и слабой материально-технической базы часть фермеров отказалась от своих участков.
По оценке Госкомстата РФ, валовой сбор зерна в России в 2004 г. составил 77.6 млн. тонн
(после доработки). Это на 15% больше, чем в 2003 г. Основной объем зерна (81.4%), как и в прежние годы, произвели сельскохозяйственные предприятия. В то же время в общем сборе зерна вырос удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля в урожае пшеницы высшего мукомольного качества, по некоторым оценкам, снизилась до 27% против 40% в предыдущем сезоне.
За первые 10 месяцев 2004 г. экспорт пшеницы составил 3.6 млн. тонн. Основные поставки шли в Египет, Азербайджан и Грузию. Объем зерновой экспортной перевалки за январь-октябрь 2004 г. в Украине, России и Прибалтике составил 8.6 млн. тонн, что на 31% меньше, чем в прошлом году. При этом значительно перераспределились доли участников в общем зерновом рынке. Доля Украины выросла с 45% до 53%, а доля соседней российской части Азово-Черноморского бассейна снизилась с 35% до 28%. Отличительным признаком российского рынка является неравномерное, нестабильное удовлетворение спроса на пшеницу по регионам.
Нерегулируемые поставки партий зерна из зернопроизводящих регионов при острой нехватке информации, позволяющей органам исполнительной власти прогнозировать объемы предложения и транспортную логистику на региональном рынке, порождают ажиотаж и провоцируют неадекватные экономической ситуации административные решения (административные барьеры). Этому способствуют также отсутствие инфраструктуры в виде комплекса отраслей и служб, обеспечивающих связь между продавцами и покупателями зерна и продуктов его переработки, и информационная непрозрачность рынка. Оптовый рынок первого уровня (рынок, на котором главными продавцами пшеницы выступают сельхозпроизводители) складывается из большого числа сравнительно мелких товаропроизводителей. Он характеризуется высококонкурентными отношениями между ними и оптово-посредническими структурами. Географические границы таких рынков, как правило, совпадают с административными границами региона.
Оптовый рынок второго уровня (рынок оптовых посредников) охватывает всю территорию России. Покупателями здесь являются перерабатывающие предприятия и иные оптовые потребители, а продавцами – оптово-посреднические структуры.
Основными производителями пшеницы являются сельскохозяйственные предприятия. Среди них преобладают хозяйства, основанные на разделенной (долевой) собственности – товарищества, акционерные общества закрытого типа, сельскохозяйственные кооперативы, коллективно-долевые хозяйства. Мелкотоварные предприятия, основанные на частной собственности, представлены на рынке зерна крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Однако из-за недостаточной финансовой поддержки и слабой материально-технической базы часть фермеров отказалась от своих участков.
Антистимул господдержки
По мнению специалистов, степень государственного влияния на рынок через систему закупок пшеницы ныне такова, что положительный эффект от гарантированных объемов и цен закупок
падает. А именно он является главным стимулом для поставщиков в рыночной системе. Зависимость закупок для государственных нужд от исполнения обязательств по кредиту, а не от благоприятной конъюнктуры товарного рынка обусловливает неэффективное расходование ресурсов на контролирующие функции и ограничение хозяйственной самостоятельности участников рынка за счет усиления административного вмешательства. Для развития нормальной конкуренции принципиальное значение имеет соблюдение прав собственников земельных долей и имущественных паев. Наметившийся процесс их объединения столкнулся с преградами, которые чинят руководители предприятий при выделении земли. При выходе
в самостоятельное хозяйствование дольщика, как правило, наделяют залежными или неосушенными землями, включение которых в севооборот требует больших затрат. Это препятствует интеграции собственников и эффективному хозяйствованию. Российский зерновой рынок совмещает гарантированный сбыт зерна государству по установленной цене, полностью исключающий ценовую конкуренцию, и свободную продажу зерна по коммерческим каналам реализации с использованием гибкой системы цен. Существующая практика формирования закупочной цены для поставки в госфонды учитывает прежде всего расходы, которые может оплатить государство, а не затраты, которые складываются у сельхозпроизводителей и которые готовы оплатить иные потребители при конкурентном выборе. Единая цена на закупку продукции в региональные фонды не отражает всех затрат на производство, транспортировку, послеуборочную доработку, погрузочноразгрузочные работы. Различия в уровни затрат товаропроизводителей вносят не только особенности возделывания зерна в разных районах, но и недифференцированная государственная поддержка. Устойчивое снижение качества зерна, наблюдаемое за последние годы, говорит о том, что закупочная цена не стимулирует производство продукции высоких потребительских свойств.
В любом случае сельхозпроизводителям выгоднее реализовать зерно не в региональный фонд, а по иным торговым каналам. Рыночный механизм ценообразования сегодня не влияет на предложение в региональные фонды, потому что уровень закупочных цен не корректируется в зависимости от «cвободного» уровня. Сельхозпроизводители в условиях неплатежеспособности перерабатывающих предприятий, внеэкономического регулирования
государством цен и объемов поставок, «векселизации» и натурализации расчетов между контрагентами вынуждены строить собственные перерабатывающие мощности или пользоваться услугами по переработке на условиях давальческого сырья. Это приводит к простою перерабатывающих мощностей, росту себестоимости производства и, как следствие – к увеличению цены продукции.
По мнению специалистов, степень государственного влияния на рынок через систему закупок пшеницы ныне такова, что положительный эффект от гарантированных объемов и цен закупок
падает. А именно он является главным стимулом для поставщиков в рыночной системе. Зависимость закупок для государственных нужд от исполнения обязательств по кредиту, а не от благоприятной конъюнктуры товарного рынка обусловливает неэффективное расходование ресурсов на контролирующие функции и ограничение хозяйственной самостоятельности участников рынка за счет усиления административного вмешательства. Для развития нормальной конкуренции принципиальное значение имеет соблюдение прав собственников земельных долей и имущественных паев. Наметившийся процесс их объединения столкнулся с преградами, которые чинят руководители предприятий при выделении земли. При выходе
в самостоятельное хозяйствование дольщика, как правило, наделяют залежными или неосушенными землями, включение которых в севооборот требует больших затрат. Это препятствует интеграции собственников и эффективному хозяйствованию. Российский зерновой рынок совмещает гарантированный сбыт зерна государству по установленной цене, полностью исключающий ценовую конкуренцию, и свободную продажу зерна по коммерческим каналам реализации с использованием гибкой системы цен. Существующая практика формирования закупочной цены для поставки в госфонды учитывает прежде всего расходы, которые может оплатить государство, а не затраты, которые складываются у сельхозпроизводителей и которые готовы оплатить иные потребители при конкурентном выборе. Единая цена на закупку продукции в региональные фонды не отражает всех затрат на производство, транспортировку, послеуборочную доработку, погрузочноразгрузочные работы. Различия в уровни затрат товаропроизводителей вносят не только особенности возделывания зерна в разных районах, но и недифференцированная государственная поддержка. Устойчивое снижение качества зерна, наблюдаемое за последние годы, говорит о том, что закупочная цена не стимулирует производство продукции высоких потребительских свойств.
В любом случае сельхозпроизводителям выгоднее реализовать зерно не в региональный фонд, а по иным торговым каналам. Рыночный механизм ценообразования сегодня не влияет на предложение в региональные фонды, потому что уровень закупочных цен не корректируется в зависимости от «cвободного» уровня. Сельхозпроизводители в условиях неплатежеспособности перерабатывающих предприятий, внеэкономического регулирования
государством цен и объемов поставок, «векселизации» и натурализации расчетов между контрагентами вынуждены строить собственные перерабатывающие мощности или пользоваться услугами по переработке на условиях давальческого сырья. Это приводит к простою перерабатывающих мощностей, росту себестоимости производства и, как следствие – к увеличению цены продукции.
Макаронные войны
Предложение зерна прямо зависит от спроса на пшеничную муку. На этом рынке установились
стабильные среднероссийские цены с незначительными сезонными колебаниями.
Не способствует стабилизации спроса на зерно (из-за его низкого качества) даже спрос на макаронные изделия. Их потребление в России сократилось, производственные мощности используются лишь наполовину, а в некоторых регионах – едва ли на треть. Падение производства продолжается, и за последние два года составило 25%. В то же время объем ввоза этой продукции за тот же период вырос почти вдвое, а география поставок расширилась и насчитывает более 60 стран мира. Импортеры выигрывают в конкурентной борьбе из-за более высокого качества макарон.
Перед российскими производителями остро встала проблема повышения качества. Cнижение
спроса на зерно для переработки в муку, из которой изготавливаются макароны, сказывается на всем зерновом рынке.
Предложение зерна прямо зависит от спроса на пшеничную муку. На этом рынке установились
стабильные среднероссийские цены с незначительными сезонными колебаниями.
Не способствует стабилизации спроса на зерно (из-за его низкого качества) даже спрос на макаронные изделия. Их потребление в России сократилось, производственные мощности используются лишь наполовину, а в некоторых регионах – едва ли на треть. Падение производства продолжается, и за последние два года составило 25%. В то же время объем ввоза этой продукции за тот же период вырос почти вдвое, а география поставок расширилась и насчитывает более 60 стран мира. Импортеры выигрывают в конкурентной борьбе из-за более высокого качества макарон.
Перед российскими производителями остро встала проблема повышения качества. Cнижение
спроса на зерно для переработки в муку, из которой изготавливаются макароны, сказывается на всем зерновом рынке.
Алексей Жехов
Комментариев нет:
Отправить комментарий