Кто он, этот седовласый «испанский дон» с добрыми глазами и обезоруживающей улыбкой, капитан, ведущий корабль в тихую гавань сквозь волны и ветер, знаток истории Великой депрессии и сторонник инфляционных целей, умудренный опытом ученый муж и человек, который может запросто прийти на заседание в Овальный кабинет в синем костюме и желтых носках?
Это - Бен Шалом Бернанке (англ. Ben Shalom Bernanke) - американский экономист, председатель Федеральной резервной системы США (с февраля 2006), председатель совета экономических экспертов при Белом доме, прозвище - «Вертолёт Бен» (Helicopter Ben) - за идею о том, что иногда, в условиях кризиса, «разбрасывание денег с вертолёта может быть необходимостью». Журнал «Time» признал Бернанке «Человеком года» 2009.
Детство
Бен Бернанке родился в городе Огаста, штат Джорджия, 13 декабря 1953 г., вырос в городе Диллон, штат Южная Каролина. Его отец Филлип работал фармацевтом, а мать работала учительницей в шеоле. У него есть младшие брат и сестра. Его брат работает адвокатом в Северной Каролине, сестра - в Музыкальном Колледже Беркли в Бостоне. Бернанке еврей по национальности, исповедует иудаизм.
Уже с юных лет он проявил потрясающую тягу к знаниям, просиживая дни на пролет за уроками и книжками. Казалось, он рожден для того, чтобы стать ярким светилом американской науки. Бернанке самостоятельно изучил технику быстрого чтения и счета, выучил иврит и даже написал роман о проблемах подросткового возраста, который, однако, так и не была опубликован.
Он совершенствовал своё знание математики, изучая статистические данные бейсбола. Его мать вспоминает, что даже когда он был ребёнком, у него был математический талант. В 11 лет Бернанке победил в конкурсе Южной Каролины по правописанию но провалился на общенациональном уровне, допустив ошибку в слове «эдельвейс» (edelweiss). В средней школе он был редактором школьной газеты, и, как выдающийся ученик, выступил с заключительной речью на школьном выпускном вечере. К тому же он самостоятельно изучил высшую математику и показал лучший результат в штате на экзамене SAT (он получил 1590 баллов). Бернанке также работал над романом. Штат Южная Каролина назвал его одним из своих самых лучших саксофонистов.
Академик
В юности Бернанке интересовался языками и хотел посвятить себя английской филологии. Однако в старших классах школы Бен увлекся экономикой и заявил родителям, что будет поступать в Гарвардский университет (англ. Harvard University) на экономическое отделение.
Сначала его родители не хотели, чтобы он там учился. Они опасались, что студенческие протесты развратили бы его, и он потеряет связь с иудаизмом. Его родители хотели чтобы Бернанке учился ближе к дому, в университете в Южной Каролине. Однако, преподаватель Гарварда Кеннет Маннинг убедил родителей Бена в том, что ему нужно учиться в Гарварде. Так началась его академическая карьера Бена.
В 1975 году он закончил его с отличием и получил степень магистра экономики. Четыре года спустя Бернанке защитил докторскую диссертацию в Массачусетском технологическом институте и стал профессором экономики.
В 1979 году он окончил школу бизнеса Стенфордского университета и там же преподавал экономику. В 1985 году он стал профессором политэкономии в Принстонском университете и долгие годы читал там курс по экономике и обществоведению. За годы работы в научной сфере Бернанке завоевал авторитет и признание не только среди коллег-ученых, но также среди бизнесменов и финансистов страны. Его неоднократно приглашали к сотрудничеству многие крупные университеты и банки.
В 1999 году стал стипендиатом Гуггенхайма за исключительные заслуги в науке. Автор множества работ и исследований в области монетарной и валютной политики, теоретик борьбы с дефляцией, сторонник инфляционных целей и знаток Великой депрессии - идеальная кандидатура для руководителя Центробанка.
Федрезерв
Возможно, именно по этой причине в 2002 году Белый дом пригласил его поработать в правлении ФРС под началом Алана Гринспена. «Книжный червь» Бернанке сначала не вызывал доверия у всемогущего и авторитарного председателя, однако со временем все острые углы удалось сгладить, и отношения наладились.
Через три месяца после назначения он выступил с исторической речью, посвященной теме борьбы с дефляцией. В те времена считалось, что ФРС не сможет остановить дефляционные процессы, потому что ставка по федеральным фондам - ключевой инструмент кредитно-денежной политики, уже была снижена до критической отметки 1,25%. Однако Бен утверждал, что у Центробанка есть другие инструменты борьбы с этим злом, в частности, печатный станок и вертолет, чтобы реализовать голубую мечту любого американца о том, что «деньги должны сыпаться с неба». Увлечение английским языком в юности не прошло для Бена даром. Даже долгие годы, посвященные мрачной науке, не смогли отбить у него любовь к метафорам. Но в этот раз она сыграла с ним злую шутку. Финансовый мир не оценил его красноречия, на веки вечные приклеив к нему прозвище «Бенни-вертолетик». С тех пор Бернанке тщательно подбирает слова и избегает образных выражений.
Летом 2005 года Бернанке возглавил президентский Совет по экономическим вопросам. Многие восприняли это назначение как промежуточное перед назначением на пост главы ФРС. Они оказались недалеки от истины.
В январе 2006 года Бернанке возглавил Центробанк, сменив на этом посту легендарного Алана Гринспена. Бернанке не стал бледной тенью великого маэстро, как пророчили многие. Ему удалось сохранить собственный стиль и верность собственным взглядам на вопросы монетарной политики.
На время его правления экономике США выпало немало тяжелых испытаний, связанных с мировым финансовым кризисом и самой глубокой рецессией за многие годы. До него председатели ограничивались лишь изменением ставки по федеральным фондам для управления инфляционными процессами. Но Бернанке пошел дальше. За период с сентября 2007 года по декабрь 2008 года он не только сократил ставку в 10 раз (с 5,25% до 0%), но и применил так называемое количественное ослабление, основанное на покупке облигаций Центробанком, понизил ставку дисконтирования, «открыл» дисконтное окно, организовал программу по кредитованию банков, которая к июню 2008 года достигла 1 трлн. долларов, обеспечил спасение крупнейших банков, которые оказались на грани банкротства.
Принимать решения и нести за них ответственность в кризисные времена очень нелегко. Всегда найдутся любители покритиковать. Сейчас Бернанке обвиняют в наводнении экономики ликвидностью, которая может спровоцировать резкий рост инфляции. Многие считают, что он не заметил вовремя приближение рецессии и не предпринял никаких мер. Прав ли был Бернанке, или нет, покажет история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий